Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

герман вуди

Энциклопедический словарь

ГЕРМАН Вуди - ГЕ́РМАН Вуди (Herman Woodie) (полн. Герман Вудро Чарлз, Herman Woodrow Charles) (16 мая 1913, Милуоки, шт. Висконсин - 29 октября 1987, Лос-Аннджелес, шт. Калифорния), американский джазовый (см. ДЖАЗ) музыкант (кларнет, альт-, сопрано- и тенор-саксофон; вокал), бэндлидер (см. БЭНДЛИДЕР), руководитель ансамбля, композитор, аранжировщик.

Вырос в семье профессионального певца. Склонность к музыке проявил в раннем возрасте. Уже в 6 лет начал выступать вместе с отцом, пел и танцевал в театрах и кабаре Милуоки, участвовал в водевилях и шоу. С 9-ти лет учился играть на саксофоне, в 10 лет освоил кларнет. Серьезно заниматься музыкой стал во время обучения в средней школе, брал частные уроки, позднее продолжил музыкальное образование, учась в университете. С 1927 выступал в местном танцевальном оркестре, в том числе у Джо Литчера (известного скрипача из Милуоки, руководившего группой чикагских музыкантов), совершил с ним свое первое турне. Будучи студентом университета, получил приглашение в оркестр Тома Джерана, работал у него в течение 4-х лет как вокалист и тенор-саксофонист, гастролировал по южным штатам.

В 1933 предпринял попытку создания своего оркестра, но успеха не добился. В 1934 был принят в популярный оркестр Айшема Джонса, выступавший в Денвере (шт. Колорадо). В 1936 записался с ним на пластинки фирмы Decca как вокалист. В оркестре Джонса играл также на кларнете и тенор-саксофоне. Во время гастролей в Теннесси, когда Джонс решил сложить с себя полномочия бэндлидера, Герман при содействии коллег-музыкантов организовал собственный оркестр и через несколько недель репетиций успешно дебютировал с ним в Нью-Йорке. «Фирменным знаком», «опознавательной» мелодией бэнда стала композиция «Голубая прелюдия» (Blue Prelude), позднее - «На балу у дровосеков» (At The Woodchoppers Ball), написанная Германом совместно с Дж. Бишопом (ее запись, сделанная в 1939, разошлась миллионным тиражом). Оркестр специализировался на исполнении блюзов, в связи с чем пресса удостоила его титула «The Band That Plays The Blues» («оркестр, который играет блюз», подразумевалось - «лучше всех»). Параллельно Герман создал комбо из членов этого оркестра, получившее название «Дровосеки», по ассоциации с одноименной музыкальной пьесой.

В 1943-44 оркестр был реорганизован, произошли серьезные изменения в составе и репертуаре, переход от ориентации на блюз и традиционный джаз к свингу (см. СВИНГ) и модерн-джазу (см. МОДЕРН-ДЖАЗ). Сформировался полный биг-бэнд (см. БИГ-БЭНД), быстро выдвинувшийся в число лучших. Герман дал ему шутливое прозвище - Fir Herd (от английского herd - толпа, стадо, сборище) и впоследствии именовал другие свои биг-бэнды аналогичным образом. Среди их многочисленных участников было немало замечательных музыкантов.

Герман выделял талантливых молодых музыкантов, еще не достигших известности, оказывал им поддержку в исканиях и новациях. Неустанно менял направление творческой работы своих оркестров, обновлял их состав, создавал все новые и новые коллективы. Великое множество джазменов прошло школу мастерства под началом Германа, из их числа выдвинулись первоклассные инструменталисты, аранжировщики, композиторы, лидеры и основоположники различных стилей современного джаза, новаторы и яркие самобытные личности. Эпитеты «новаторский», «экспериментальный», «неконвенциональный», «некоммерческий» можно отнести и к стилю любого из германовских оркестров. Каждый знаменует собой конкретный этап экспериментаторской деятельности Германа, непохожий на другие. Отдельные значительные вехи на этом пути: превращение диксилендового (см. ДИКСИЛЕНД) ансамбля в «горячий (см. ХОТ)» блюз-бэнд, формирование развитого биг-бэнда с широким стилевым диапазоном (классический свинг в духе Эллингтона (см. ЭЛЛИНГТОН Дюк), Бейси (см. БЕЙСИ Каунт)), освоение кул-джаза, (см. КУЛ-ДЖАЗ) создание различных стилей модерн-джаза, (см. МОДЕРН-ДЖАЗ) разработка рок-стилистики.

К концу «свинговой (см. СВИНГ) эры» 1930-40-х годов оркестр Германа оказался одним из «последних могикан» (к 1946 распались оркестры Гудмена (см. ГУДМЕН Бенни), Гарри Джеймса, Бенни Картера (см. КАРТЕР Бенни), Томми Дорси (см. ДОРСИ Томас), «выжили» лишь некоторые - такие, как оркестр Эллингтона, Бейси, мемориальный бэнд Гленна Миллера (см. МИЛЛЕР Гленн)). Однако ему удалось доказать несправедливость распространенного тогда мнения об архаичности биг-бэнда, его нежизнеспособности в эпоху модерн-джаза. Благодаря своим достижениям и новаторству в освоении современной стилистики Герман по праву заслужил репутацию самого «революционного» бэндлидера в истории свинга. Довольно успешной была и композиторская деятельность Германа. Им написан ряд произведений (в том числе экспериментальных), некоторые из них популярны до настоящего времени, такие как уже упоминавшаяся композиция «На балу у дровосеков», а также «Индейское буги-вуги» (Indian Boogie Woogie) и др.

Полезные сервисы